Веселова
А.Ю., СПбГУ
Архив частного человека как культурное,
историческое и психологическое явление
В докладе будет предложена попытка
анализа такого культурного явления как создание архива собственной жизни. В
качестве материала будут рассматриваться частные архивы А.Т. Болотова
(1738-1833) и М.А. Червочкина (1914 - 1994). Несмотря на то, что эти архивы
разделяют два столетия, их несомненное сходство можно считать типологическим.
Оба автора с юности демонстрировали стремление к фиксации собственной жизни,
собирали различные документальные свидетельства, вели дневники (иногда в форме
эпизодических записей). Постепенно бесцельный сбор материала превратился в планомерное создание архива
своей жизни, который был оформлен по всем правилам (в соответствии с представлениями
"архивиста" об этих правилах) и наконец завершился написанием
мемуарного текста, объединившего весь архив (следует отметить четкое
представление автора о жанровом каноне мемуаров). Авторов также объединяет
определенный дилетантизм и даже "наивность" и уверенное определение
самого себя как частного лица и "обычного человека". Важную роль
играют и сопоставимые объемы архивов (учитывая разницу в два века). Оба архива
адресованы прежде всего непосредственным потомкам, но с явным расчетом на более
широкий круг читателей.
В докладе будут рассмотрены
следующие аспекты:
1.
Тесная
взаимосвязь рассматриваемого феномена с развитием мемуарных жанров. Можно
утверждать, что оба эти явления развиваются параллельно, их появление
обусловлено формированием комплекса представлений о ценности частной жизни.
Именно этим объясняется тот факт, что в центре архива чаще всего находятся
мемуары, "цементирующие" все остальные материалы. Вместе с тем,
мемуарная составляющая недостаточна для архива и требует документального подтверждения.
2.
Очевидно
присутствующая в сознании создателя архива собственной жизни утопическая идея
тотальной "архивизации" всех людей. С этим связано желание дать
каждому упоминаемому в архиве человеку, даже постороннему, подробную
характеристику и биографическую справку.
3.
Обязательный
дидактический элемент, присутствующий (иногда подсознательно) в частном архиве:
собственная жизнь, важным элементом которой является ее фиксация, моделируется
как образец для подражания.
4.
Представление
создателя архива об исторической ценности тех или иных сведений и материалов,
зависящих от его "видения" будущего (что будет непонятно потомку и
требует комментария, что не будет нуждаться в объяснении, и что вообще
недостойно упоминания).
5.
Связь
склонности к "архивированию" с психологическим феноменом
многократного переписывания как собственных произведений, так и чужих (т.е.
графомания в буквальном смысле слова), в свою очередь связанным с наличием у
переписывающего хорошего, почти каллиграфического почерка (ср. распространенное
в школьной среде "переписывание" собственных конспектов, тоже только
у учеников с хорошим почерком).
6. Стремление создателей архивов к различным классификациям и постоянное создание списков (друзей, прочитанных книг, деревьев в саду, коллег и одноклассников и т.д.), а также снабжение архива собственными иллюстрациями.
7. Лингвистическая проблематика, т.е. язык "архивиста" и влияние на него различных факторов, выбор стилей в зависимости от жанра включенного в архив текста.