Веселова А.Ю., СПбГУ

Архив частного человека как культурное,

историческое и психологическое явление

 

            В докладе будет предложена попытка анализа такого культурного явления как создание архива собственной жизни. В качестве материала будут рассматриваться частные архивы А.Т. Болотова (1738-1833) и М.А. Червочкина (1914 - 1994). Несмотря на то, что эти архивы разделяют два столетия, их несомненное сходство можно считать типологическим. Оба автора с юности демонстрировали стремление к фиксации собственной жизни, собирали различные документальные свидетельства, вели дневники (иногда в форме эпизодических записей). Постепенно бесцельный сбор материала  превратился в планомерное создание архива своей жизни, который был оформлен по всем правилам (в соответствии с представлениями "архивиста" об этих правилах) и наконец завершился написанием мемуарного текста, объединившего весь архив (следует отметить четкое представление автора о жанровом каноне мемуаров). Авторов также объединяет определенный дилетантизм и даже "наивность" и уверенное определение самого себя как частного лица и "обычного человека". Важную роль играют и сопоставимые объемы архивов (учитывая разницу в два века). Оба архива адресованы прежде всего непосредственным потомкам, но с явным расчетом на более широкий круг читателей.

            В докладе будут рассмотрены следующие аспекты:

1.  Тесная взаимосвязь рассматриваемого феномена с развитием мемуарных жанров. Можно утверждать, что оба эти явления развиваются параллельно, их появление обусловлено формированием комплекса представлений о ценности частной жизни. Именно этим объясняется тот факт, что в центре архива чаще всего находятся мемуары, "цементирующие" все остальные материалы. Вместе с тем, мемуарная составляющая недостаточна для архива и требует документального подтверждения.

2.  Очевидно присутствующая в сознании создателя архива собственной жизни утопическая идея тотальной "архивизации" всех людей. С этим связано желание дать каждому упоминаемому в архиве человеку, даже постороннему, подробную характеристику и биографическую справку.

3.  Обязательный дидактический элемент, присутствующий (иногда подсознательно) в частном архиве: собственная жизнь, важным элементом которой является ее фиксация, моделируется как образец для подражания.

4.  Представление создателя архива об исторической ценности тех или иных сведений и материалов, зависящих от его "видения" будущего (что будет непонятно потомку и требует комментария, что не будет нуждаться в объяснении, и что вообще недостойно упоминания).

5.  Связь склонности к "архивированию" с психологическим феноменом многократного переписывания как собственных произведений, так и чужих (т.е. графомания в буквальном смысле слова), в свою очередь связанным с наличием у переписывающего хорошего, почти каллиграфического почерка (ср. распространенное в школьной среде "переписывание" собственных конспектов, тоже только у учеников с хорошим почерком).

6.  Стремление создателей архивов к различным классификациям и постоянное создание списков (друзей, прочитанных книг, деревьев в саду, коллег и одноклассников и т.д.), а также снабжение архива собственными иллюстрациями.

7.  Лингвистическая проблематика, т.е. язык "архивиста" и влияние на него различных факторов, выбор стилей в зависимости от жанра включенного в архив текста.

Hosted by uCoz