Ю.В. Таратухина (Ульяновск)

 

 

СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ  ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

Зачастую художественные тексты содержат несколько семантических пластов, уровень понимания которых зависит от определенной культурологической подготовки читателя (Проблема так называемых семиотических кодов)[1].

Согласно семиотике, знаки, находящиеся в тексте, несут дополнительную смысловую нагрузку и позволяют взглянуть на произведение под качественно иным углом зрения.

Семиотический подход к анализу произведения упирается в герменевтическую  традицию, согласно которой читатель является непосредственным соучастником в порождении семантики произведения [2].

  Задачи создания семиотической модели произведения в его сюжетной динамике обусловлены необходимостью видения и прочтения пушкинских текстов на качественно новом уровне.

В основу семиотического анализа произведения положены такие понятия как знак, знаковая система, мощность знаковой системы, виды знаковых систем, отношения между знаковыми системами итд. Основные положения семиотического анализа произведения:

1.                       Выделение отдельных знаков в произведении. Их взаимодействие, анализ и трактовка.

2.                       Взаимодействие знака(ов) и системы(м) в соответствии с сюжетной динамикой произведения. Анализ и трактовка.

3.                       Взаимодействие двух или более знаковых систем в соответствии с сюжетной динамикой произведения.

 При создании семиотической картины произведения необходимо придерживаться нескольких этапов: рассмотреть текст произведения как систему; выделить исходные системы и подсистемы; выделить исходные элементы каждой системы и подсистемы; рассмотреть их взаимодействие и динамику в процессе сюжета. Так же необходимо дать предположительную классификацию знаков, разделив их на намеренно заложенные автором и спонтанные. В результате мы получаем семиотическую картину произведения. Выделяемые знаки могут быть очень различными. Например, если мы говорим о людях, нужно учитывать знаковую функцию одежды, поведения, речи, жестов, мимики, цвета и т.д. [3]. Необходимо заранее классифицировать эту категорию. Сам процесс выделения отдельных знаков условен, так как они, в любом случае, включены в систему.

 Для примера остановимся на взаимодействии нескольких знаковых систем и рассмотрим изменение ряда их характеристик в процессе сюжетной динамики на примере произведения А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Для начала необходимо четко определить критерии выделения системы, после чего разложить выделенную систему на первичные составляющие, проанализировав их. Затем внимательно прослеживается семантическая динамика систем в процессе развития сюжета (изменение мощности систем, их комбинирование и трансформация, образование новых систем и подсистем). За основу, в данном случае, берется человек как знаковая система, и ее основными критериями являются:

 -образование;

-происхождение;

-социальный статус.

Таким образом, мы вкратце рассмотрим взаимодействие трех систем (Швабрина, Гринева и Пугачева по вышеперечисленным критериям в процессе сюжетной динамики). При первом взаимодействии двух систем (Гринева и Швабрина -привилегированное образование, аристократическое происхождение, офицеры), эти системы являются равномощными. Особое внимание следует обратить на знаковую функцию языка (разговор по-французски - знак принадлежности к аристократической прослойке), внешности, одежды, манер. Однако, когда впоследствии Швабрин переходит на сторону казаков - он меняет социальный статус, соответственно система уменьшает свою мощность. Меняются и сопутствующие этому показатели (одежда, речь, манеры, мимика, жесты). Это происходит после того, как эти две системы вступают во взаимодействие с третьей системой (Пугачевым). Пугачев-фигура динамическая и эта система неоднократно меняет свою мощность (беглый каторжник - самозваный царь). Однако, вступив во взаимодействие с этой системой, Швабрин меняет статус, а Гринев сохраняет статус прежним и является единственной знаковой системой, сохраняющей мощность в процессе развития сюжета. Эти отношения могут быть графически иллюстрированы.

 Схема обеспечивает качественно новый уровень видения и прочтения пушкинских текстов.

 

Литература

 

1. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера - история. М.1999.

2. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т.Т.1.С.134- 136. 

3. Потебня А.А. Из лекций по теории словесности. // Эстетика и поэтика. М.1976. С.496-497.

Hosted by uCoz