Е.Н. Сергеева (Самара)
Традиции народной культуры
как средство создания авторской картины мира
(творчество А.Платонова
20-30 годов)
Особая поэтика
прозы Андрея Платонова построена на соприсутствии и конфликте, столкновении
кардинальных категорий народной архаической культуры и культуры 20 века –
зачастую в пределах одного образа, произведения. Это поэтика диалогическая по
своей сути, потому что писатель ощущает свою причастность к обеим
сталкивающимся в конфликте сторонам – и к революционному сознанию, и к народной
архаической культуре, безжалостно искореняемой революцией. Революция вызвала к
жизни сознание огромного пласта носителей архаической культуры. Эти люди, до
революции находившиеся еще только накануне встречи с культурой двадцатого века,
теряют свой прежний мир, основные ценности и категории которого признаны
негодными; но в новый мир войти не могут – слишком мал их исторический опыт.
Маргинальные герои Платонова – выходцы именно из этих слоев народа. Сам
писатель, в силу особенностей биографии и художественного мышления совмещавший
в сознании разные культурные слои, смог создать необычный художественный мир, в
котором взаимоосвещаются и взаимооцениваются архаическое сознание и сознание
человека нового времени. Эта черта художественного метода проявляется на разных
уровнях текста – и в особенностях языка, и в обращении к фольклорным архетипам
при создании образов героев, и в создании художественной картины мира.
Даже при самом
беглом и поверхностном чтении прозы Платонова нельзя не заметить особого
характера художественного пространства. Оно – не декорация для происходящего,
не среда обитания героев, не классический пейзаж реалистической литературы. Это
именно «пространство». Это слово, малоупотребительное, абстрактно-книжное,
встречается у писателя необычайно часто – почти всегда, когда речь идет об
окружающем человека мире. Пространство у Платонова – это не абстракция, а некая
изменчивая, влияющая на жизнь, чувства героев субстанция, в которую они
погружены. Подобная связь между человеком и миром, вселенским порядком
характерна для мифопоэтического, фольклорного сознания. В.Н. Топоров писал:
«мифопоэтическое мировоззрение … исходит из тождества (или, по крайней мере,
связанности) макрокосма и микрокосма…» [Топоров В.Н. О космологических
источниках раннеисторических описаний// Труды по знаковым системам. VI. Вып.
308. Тарту, 1973. С. 133]. Платоновские
герои, для которых представления архаической культуры – в силу традиционности,
инертности народного сознания - все еще актуальны, ощущают эту связь между
миром и собой, воспринимают себя одним из элементов космологической системы.
Но эта космология изображается Платоновым
искаженной, деформированной. Так, неслучаен тот факт, что одним из самых
частотных эпитетов пространства является «пустое», а «пустота» принадлежит к
числу постоянных образов-символов в произведениях конца 20-х - 30-х годов.
«Пустота» и ее антитеза «наполненность»
(людьми, чувствами, «людской теплотой») составляют оппозицию, параллельную
таким кардинальным оппозициям, как «хаос – упорядоченность», «бесчеловечие –
человеческое» и восходящую к основной оппозиции народного фольклорного сознания
«жизнь-смерть». Пустота – это хаос и бесчеловечие, которые болезненно ощущают и
от которых пытаются спрятаться герои писателя: «Бурьян обложил весь Чевенгур
тесной защитой от притаившихся пространств, в которых Чепурный чувствовал
залегшее бесчеловечие» [Платонов А.П. Чевенгур// Платонов А.П. Чевенгур: Роман
и повести. М., 1989. С. 330.]
Но
платоновские герои и внутри себя чувствуют «устающую пустоту»; пространство
мира и пространство души человека в художественном мире Платонова связаны:
«Сколько он ни читал и ни думал, всегда внутри него оставалось какое-то
порожнее место – та пустота, сквозь которую тревожным ветром проходит
неописанный и нерассказанный мир» [Платонов А.П. Чевенгур. С. 50]. Пустота мира
сближается с пустотой внутри человека, которую герои страстно и тщетно пытаются
наполнить, «занять»: «Фрося … все более часто дышала, чтобы занять сердце
посторонней работой и утомить его отчаяние» [Платонов А.П. Фро// Платонов А.П.
Собр. соч. Т.2. С. 140].
Налицо некий художественный
прием, обозначим его как «прием отсутствия». На нем строятся многие
лейтмотивные образы платоновской прозы. Перечислю самые значимые: мотив
сиротства (причем сиротство в изображении писателя глобально, оно объемлет не
только мир людям, но и все живое), мотив смерти отца (в котором прочитывается
мысль о смерти не только отца, но и бога). Также это мотив «безотцовщины»
(роман «Чевенгур»): «жизнь прочих была безотцовщиной – она продолжалась на
пустой земле». [Платонов А.П. Чевенгур. С. 254]. Все эти мотивы представляются
«проекциями» главного метаобраза платоновского творчества – образа «зияния»,
пустоты, заменившей некогда живые структуры сознания.
Гулкая и тревожная пустота
мира, бывшего некогда живым и наполненным, соотносится с пустотой души,
утратившей свои устои, и свидетельствует о разрушении старых архетипов
народного сознания. Изменения в сознании проецируются на представления о мире,
которые искажаются, теряют свою былую определенность и гармоничность. Старая
картина мира теряет свою актуальность, а человек остается один – вне прежней
органичной связи с мирозданием. Земля «безвидна и пуста», над ней нет теперь
спасительного купола неба. Кстати, стоит вспомнить, что именно разрушением
этого старого мира занимались герои платоновской фантастики начала 20-х годов,
так же, как и их создатель, захваченные энтузиазмом пересотворения мира по
новым законам. Платонов рубежа 20-30-х годов в гибельности этого пересотворения
уже убежден - неслучайны эсхатологические мотивы, проходящие через все зрелое
творчество писателя.
Все сказанное
свидетельствует о том, что картина мира в платоновской прозе строится на
основании представлений народной культуры, получающих освещение с точки зрения
современного сознания. Именно на стыке этих двух сознаний рождаются особые
платоновские «образы со знаком минус» - и образ пустоты мира, бывшего
некогда гармоническим и завершенным (образ этого утраченного, разрушенного мира
создается на основе утопических представлений народной культуры), и образ
пустой человеческой души, и образ «безотцовщины», - подчеркивающие зияние на
месте некогда заполненных ниш сознания, трансформацию важных культурных
стереотипов как результат изображаемого писателем исторического катаклизма.