Коршунков
В.А. (Киров)
Эволюция
фольклорно-обрядового текста в традиционной культуре:
Обрядовые
основы восточнославянского детского фольклора
В научной литературе нередко отмечается, что старинные обряды (и связанные с ними фольклорные обрядовые тексты, обрядовая терминология), постепенно теряя свое былое серьезное, жизненно важное для социума значение, могли переходить от взрослых к детям. И становились основой для детских игр, забав, развлечений, песенок, потешек и т.п. Форма, таким образом, сохранялась (точнее, видоизменялась незначительно), смысл же преображался, форма оказывалась устойчивее содержания. В последнее время, впрочем, высказывалось мнение, что такой переход случался не всегда, что иные детские игры и детские тексты, в которых можно было бы усматривать реликты давних “взрослых” обрядов и обрядовых формул, могли изначально быть детскими. Но все же сам такой переход никем не отрицается, хотя его механизм еще и не до конца исследован. Во всяком случае, требуется серьезное и комплексное исследование детского фольклора как источника для реконструкции древних обрядов восточных славян и для изучения их архаической ментальности. От детей – к взрослым, от фольклора, слова, термина, имени – к обряду, архаическому тексту, историко-культурной традиции. Ясно, что такой путь исследования теперь вполне возможен. Некогда В.Я. Пропп сумел разглядеть за формулами и образами, за самой структурой волшебной сказки обрядовую, историко-культурную основу, восходящую к поздней первобытности. На нынешнем этапе изучения некоторых текстов детского фольклора представляется уместным поставить вопрос о том, какие пласты архаической ментальности, какие старинные традиции, какие обряды и обычаи отразились и запечатлелись в дошедшей до нас лексике, в образах и в самих сюжетах этих текстов.
Задача исследования в самом общем виде может быть сформулирована так: какие историко-культурные и этнографические реалии запечатлены в текстах детского фольклора, в их сюжетах и образах и в самой фольклорной лексике? Речь идет о восточнославянском детском фольклоре (прежде всего русском). Резонно было бы уделить преимущественное внимание одной разновидности детского фольклора – потешкам, тем более, что именно в связи с потешками, как представляется, уже удалось сделать некоторые значимые наблюдения. В предлагаемой работе лексика, образы и сюжеты детского фольклора впервые используются как полноценный источник, анализ которого позволяет выявить культурно-исторические и этнографические реалии традиционной народной культуры. При этом надлежит реконструировать народную обрядность. И, прежде всего, придется обратиться к обрядам весенним, связанным со встречей приносящих весну перелетных птиц (эти обряды в древности знаменовали наступление новогодья).