Гуськов Николай Александрович (Санкт-Петербург)

"АВТОБУС № 26": ПОЭЗИЯ С.Я.МАРШАКА И СТАРИННАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ БЕЛЛЕТРИСТИКА

В последнее время внимание исследователей все больше при­влекает старинная массовая дидактическая литература - в том чис­ле разнообразные формы эмблематов: азбуковники, бестиарии, ка­лендари и собственно эмблематы - не только сами по себе, но и как тексты, формировавшие культурное сознание и тем самым за­метно повлиявшие на литературную традицию. К сожалению, воздей­ствие подобных изданий на детскую литературу изучено пока недо­статочно. Между тем, очевидно, что такие черты эмблематов, как наглядность образа, познавательность, поучительность, фрагмен­тарность композиции при целостности задания, установка на чита­тельское сотворчество, игровой характер и пр. не могли не при­влечь создателей и деятелей детской литературы. Достаточно вспомнить "Мир чувственных вещей в картинках" Я.А.Коменского или детские книги Л.Н.Толстого и К.Д.Ушинского, чтобы обнаружить в их структуре явные черты эмблемата.

Детская литература в России 1920-х гг. стремилась порвать с предреволюционной традицией, ориентированной на сентиментальный тип сочинений для юношества. Тем закономернее оказалось обращение к более ранней традиции - массовой дидактической белле­тристике. Ранняя советская детская литература стремилась обра­щаться не столько к чувству, сколько к разуму и воле читателя, трактуя любые, самые серьезные и "взрослые" темы в доступной /на­глядной/ и интересной /игровой/ форме, обучая, убеждая и развле­кая. Все это могла в готовом виде предоставить имевшая давний опыт эмблематическая традиция. Это не значит, конечно, что со­ветские поэты непосредственно обращались к средневековым, ба­рочным или даже более поздним эмблематам, но сам принцип, про­веренный веками, был полностью воспринят и приспособлен к но­вым задачам. Особенно важно, что всякий эмблемат обладает скры­тыми мифотворческими возможностями, что и позволяет ему форми­ровать и структурировать сознание и мировосприятие наивного ад­ресата. Это вполне устраивало детских поэтов 1920-х гг.

В докладе анализируется один из типов эмблемата в детской поэзии - детский бестиарий. Помимо более традиционных его форм /у Д.Маяковского, С.Федорченко/, показана трансформация жанра в творчестве С.Маршака. Основное внимание уделено тексту "Авто­бус и 26", в котором соединено несколько уровней функционирова­ния эмблемы и несколько типов эмблемата /бестиарий, азбуковник и т.д./. Применяя традиционные как для старинной дидактической беллетристики, так и для современной ему детской поэзии средства Маршак добивается того, что его текст прочитывается /благодаря авторским  указаниям в нем/ и как букварь, и как энциклопедия животного мира, и как учебник хороших манер, и как бытовая новел­ла /с подключением психологического подтекста, заложенного в стихотворении, и символики образов/, и как басня , и как философская притча с традиционным сюжетом, склоненным на современные нравы /благодаря пародированию философской, поэтической и библейской топики/.            Представляется, что "Автобус № 26" - один из последних значительных детских эмблематов в нашей литературе, поскольку, чрезмерно насыщаясь смыслами, каноническая форма начинает сама себя отрицать.

Hosted by uCoz