Гуськов Николай Александрович
(Санкт-Петербург)
"АВТОБУС № 26": ПОЭЗИЯ С.Я.МАРШАКА И СТАРИННАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ БЕЛЛЕТРИСТИКА
В последнее время внимание
исследователей все больше привлекает старинная массовая дидактическая
литература - в том числе разнообразные формы эмблематов: азбуковники,
бестиарии, календари и собственно эмблематы - не только сами по себе, но и как
тексты, формировавшие культурное сознание и тем самым заметно повлиявшие на
литературную традицию. К сожалению, воздействие подобных изданий на детскую
литературу изучено пока недостаточно. Между тем, очевидно, что такие черты
эмблематов, как наглядность образа, познавательность, поучительность, фрагментарность
композиции при целостности задания, установка на читательское сотворчество,
игровой характер и пр. не могли не привлечь создателей и деятелей детской
литературы. Достаточно вспомнить "Мир чувственных вещей в картинках"
Я.А.Коменского или детские книги Л.Н.Толстого и К.Д.Ушинского, чтобы обнаружить
в их структуре явные черты эмблемата.
Детская литература в России 1920-х гг.
стремилась порвать с предреволюционной традицией, ориентированной на
сентиментальный тип сочинений для юношества. Тем закономернее оказалось
обращение к более ранней традиции - массовой дидактической беллетристике.
Ранняя советская детская литература стремилась обращаться не столько к
чувству, сколько к разуму и воле читателя, трактуя любые, самые серьезные и
"взрослые" темы в доступной /наглядной/ и интересной /игровой/ форме,
обучая, убеждая и развлекая. Все это могла в готовом виде предоставить имевшая
давний опыт эмблематическая традиция. Это не значит, конечно, что советские
поэты непосредственно обращались к средневековым, барочным или даже более
поздним эмблематам, но сам принцип, проверенный веками, был полностью
воспринят и приспособлен к новым задачам. Особенно важно, что всякий эмблемат
обладает скрытыми мифотворческими возможностями, что и позволяет ему формировать
и структурировать сознание и мировосприятие наивного адресата. Это вполне
устраивало детских поэтов 1920-х гг.
В докладе анализируется один из типов
эмблемата в детской поэзии - детский бестиарий. Помимо более традиционных его
форм /у Д.Маяковского, С.Федорченко/, показана трансформация жанра в творчестве
С.Маршака. Основное внимание уделено тексту "Автобус и 26", в
котором соединено несколько уровней функционирования эмблемы и несколько типов
эмблемата /бестиарий, азбуковник и т.д./. Применяя традиционные как для
старинной дидактической беллетристики, так и для современной ему детской поэзии
средства Маршак добивается того, что его текст прочитывается /благодаря
авторским указаниям в нем/ и как
букварь, и как энциклопедия животного мира, и как учебник хороших манер, и как
бытовая новелла /с подключением психологического подтекста, заложенного в
стихотворении, и символики образов/, и как басня , и как философская притча с
традиционным сюжетом, склоненным на современные нравы /благодаря пародированию
философской, поэтической и библейской топики/. Представляется,
что "Автобус № 26" - один из последних значительных детских
эмблематов в нашей литературе, поскольку, чрезмерно насыщаясь смыслами,
каноническая форма начинает сама себя отрицать.