Григорьева Н.Г. (Нижний Новгород)

Черты жанра хождения в романе А.К.Толстого

 "Князь Серебряный"

 

 Роман А.К.Толстого "Князь Серебряный" посвящен эпохе царствования Иоанна Васильевича Грозного, над которой писатель раздумывал в течение всей жизни. Этому времени посвящены баллады ("Василий Шибанов", "Князь Михайло Репнин"), драма ("Смерть Иоанна Грозного"), стихотворение ("Старицкий воевода"), роман ("Князь Серебряный"). В работе с историческими документами сложилась и оформилась историческая концепция Толстого. Он считал Русь настоящей, истинной только до татаро-монгольского ига, поскольку последствиями ига стали холопство, подражательность, жестокость - черты, несвойственные человеку Древней Руси.

Древняя Русь имела, по Толстому, два центра: Новгород на севере и Киев на юге. Пик развития "татарской Руси" писатель связывал с эпохой царствования Иоанна IV. В противоположность славянофилам, идеализировавшим Московскую Русь, Толстой видел в ней упадок нравственности, бессмысленную жестокость, деспотизм. Именно ему принадлежат слова о том, что «не в Москве надо искать Россию, а в Новгороде и Киеве».[1][1]

Роман "Князь Серебряный" построен как путешествие боярина, и в этом прослеживается близость данного произведения к такому жанру древнерусской литературы как хождение, который сложился " к XII веку, хотя путевые заметки велись и раньше с Х – ХI вв.» [2][2]

Одно из основных требований к хождениям заключалось в лаконичности и образности языка и в объединении путевых очерков образом главного героя-повествователя-христианина. О христианской направленности всего творчества  А.К.Толстого говорил архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской), называя его творчество «целостным  положительным религиозным миросозерцанием».[3][3]

Не являясь повествователем, боярин Никита Романович Серебряный максимально приближен к нему, иногда его голос сливается с голосом рассказчика, а основные исторические события даются через восприятие главного героя.

Боярин путешествует непосредственно по Святым местам: Москва, Троице-Сергиева лавра, Александрова слобода… Толчок повествованию дает возвращение князя с дипломатической службы. Это дает автору возможность показать нравственные и общественные взгляды Серебряного, смену цели его пути. Если сразу по возвращении мечты героя связаны с семейным счастьем, то после знакомства с опричниной единственная мечта боярина- не стать опричником, страшным героем своего времени.

Жанр хождения складывался как описание путешествия по Святым местам: Палестина, Византия, страны Востока. Это нашло отражение в «Хождении » игумена Даниила -  одном из первых произведений подобного жанра в древнерусской литературе. В позднем хождении – «Хожении» тверского купца Афанасия Никитина главный герой – не странник по Святым  местам, а человек, занимающийся торговлей, и путешествует он не с паломническими целями, а с деловыми, обусловливающими особенности художественного мира произведения  и образа главного героя.

Серебряный – новый тип странника: посол по государственным делам. Таким образом Толстой соединяет в романе в одно целое паломничество по Святым местам (жанр древнерусской церковной литературы) и дипломатическую службу (принадлежность светской жизни).

Древнерусские хождения содержали не только описание маршрута, но содержали сведения этнографического, географического, биографического характера. Показанный в романе мир жестокого царя воскрешает времена Нерона и Калигулы; герой видит реальных мучеников своей эпохи, которые ни в чем не уступают первым христианам, которым ходили поклоняться авторы древнерусских хождений.

В романе описываются города, деревни, монастыри, через которые проезжает герой. Это позволяет показать архитектурные особенности, бытовую и общественную жизнь ХVI века. Игумен Даниил описывает в своем хождении архитектурные особенности соборов, которые посещает. То же делает и Толстой, описывая или давая указания на строительство храмов, как это происходит с церковью Трифона Напрудного, о которой рассказывает царский слуга Максиму Скуратову.

Структура произведения осложняется введением лирических отступлений, былинных и сказочных  мотивов, пейзажных и портретных зарисовок – что характеризует дорогу Никиты Романовича, его жизненный путь и является чертой литературы Нового времени. Само слово «дорога» имеет здесь следующие значения:

1- дорога как странствия героя, его путешествия;

2- дорога как судьба.

Поэтому можно рассматривать заключительные слова произведения как молитву, которая связывает героев с вечностью и с настоящем временем: «Лица, подобные Василию Блаженному, князю Репнину, Морозову или Серебряному, являлись нередко как светлые звезды на безотрадном небе нашей русской истории, но, как и самые звезды, они были бессильны разогнать ее мрак…Мир праху вашему, люди честные!»[4][4] Как игумен Даниил в заключении рассказывает  о своей усердной молитве за русский народ, за князей, которая была одной из целей его путешествия, так и Толстой вводит эту молитву за бояр русских.

В хождениях обязательно наличие значительного количества апокрифического материала: рассказы из жизни Господа, Святых. Являясь одним из главных героев произведения, Василий Блаженный представлен единственным канонизированным святым, жизнь которого развертывается на страницах романа. Другие же герои – представители домонгольской Руси – воплощают в себе  традиционные черты праведников, характерные для древнерусской литературы.

Как игумен Даниил в описании своего путешествия, так и автор «Князя Серебряного» преследует религиозные и нравственные цели, которые выражаются в резком противопоставлении временного и вечного, постановки основных проблем – любви, чести, верности Отечеству…

Все сказанное позволяет сделать вывод о близости романа А.К.Толстого «Князь Серебряный» к жанру хождения, что дало возможность автору роману аппелировать в соответствии со своей исторической концепцией к литературе Древней Руси и через жанр хождения охарактеризовать героев и описываемую эпоху, оценить время Иоанна IV.

 

 



[1][1] из письма А.К.Толстого Н.А.Чаеву от 5 ноября 1870г.//Толстой А.К .Собр. соч. в 4тт. т.4,  М,: "Художественная литература".1964,с.356

[2][2] Литература и культура Древней Руси. Словарь-справочник под ред. В.В.Кускова  М.,» Высшая  школа»., 1994, стр.176 Францисский

[3][3]Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) Пророческий дух в русской поэзии (лирика Алексея Толстого) // Архиепископ Иоанн Сан-Франциский (Шаховской) Избранное Петрозаводск Издательство «Святой остров» 1994 ,стр.176 .

[4][4]Толстой А.К. Избранные произведения М.: »Литература» , 1998, стр.682

Hosted by uCoz