Григорьева Н.Г. (Нижний Новгород)
Черты жанра хождения в романе А.К.Толстого
"Князь
Серебряный"
Роман А.К.Толстого
"Князь Серебряный" посвящен эпохе царствования Иоанна Васильевича Грозного,
над которой писатель раздумывал в течение всей жизни. Этому времени посвящены баллады
("Василий Шибанов", "Князь Михайло Репнин"), драма ("Смерть
Иоанна Грозного"), стихотворение ("Старицкий воевода"), роман
("Князь Серебряный"). В работе с историческими документами сложилась и
оформилась историческая концепция Толстого. Он считал Русь настоящей, истинной только
до татаро-монгольского ига, поскольку последствиями ига стали холопство, подражательность,
жестокость - черты, несвойственные человеку Древней Руси.
Древняя Русь имела, по Толстому, два центра: Новгород
на севере и Киев на юге. Пик развития "татарской Руси" писатель связывал
с эпохой царствования Иоанна IV. В противоположность
славянофилам, идеализировавшим Московскую Русь, Толстой видел в ней упадок нравственности,
бессмысленную жестокость, деспотизм. Именно ему принадлежат слова о том, что «не
в Москве надо искать Россию, а в Новгороде и Киеве».[1][1]
Роман "Князь Серебряный" построен как
путешествие боярина, и в этом прослеживается близость данного произведения к такому
жанру древнерусской литературы как хождение, который сложился " к XII веку,
хотя путевые заметки велись и раньше с Х – ХI вв.»
[2][2]
Одно из основных требований к хождениям заключалось
в лаконичности и образности языка и в объединении путевых очерков образом главного
героя-повествователя-христианина. О христианской направленности всего творчества А.К.Толстого говорил архиепископ Иоанн Сан-Францисский
(Шаховской), называя его творчество «целостным
положительным религиозным миросозерцанием».[3][3]
Не являясь повествователем, боярин Никита Романович
Серебряный максимально приближен к нему, иногда его голос сливается с голосом рассказчика,
а основные исторические события даются через восприятие главного героя.
Боярин путешествует непосредственно по Святым местам:
Москва, Троице-Сергиева лавра, Александрова слобода… Толчок повествованию дает возвращение
князя с дипломатической службы. Это дает автору возможность показать нравственные
и общественные взгляды Серебряного, смену цели его пути. Если сразу по возвращении
мечты героя связаны с семейным счастьем, то после знакомства с опричниной единственная
мечта боярина- не стать опричником, страшным героем своего времени.
Жанр хождения складывался как описание путешествия
по Святым местам: Палестина, Византия, страны Востока. Это нашло отражение в «Хождении
» игумена Даниила - одном из первых произведений
подобного жанра в древнерусской литературе. В позднем хождении – «Хожении» тверского
купца Афанасия Никитина главный герой – не странник по Святым местам, а человек, занимающийся торговлей, и
путешествует он не с паломническими целями, а с деловыми, обусловливающими особенности
художественного мира произведения и образа
главного героя.
Серебряный – новый тип странника: посол по государственным
делам. Таким образом Толстой соединяет в романе в одно целое паломничество по Святым
местам (жанр древнерусской церковной литературы) и дипломатическую службу (принадлежность
светской жизни).
Древнерусские хождения содержали не только описание
маршрута, но содержали сведения этнографического, географического, биографического
характера. Показанный в романе мир жестокого царя воскрешает времена Нерона и Калигулы;
герой видит реальных мучеников своей эпохи, которые ни в чем не уступают первым
христианам, которым ходили поклоняться авторы древнерусских хождений.
В романе описываются города, деревни, монастыри,
через которые проезжает герой. Это позволяет показать архитектурные особенности,
бытовую и общественную жизнь ХVI века. Игумен Даниил описывает
в своем хождении архитектурные особенности соборов, которые посещает. То же делает
и Толстой, описывая или давая указания на строительство храмов, как это происходит
с церковью Трифона Напрудного, о которой рассказывает царский слуга Максиму Скуратову.
Структура произведения осложняется введением лирических
отступлений, былинных и сказочных мотивов,
пейзажных и портретных зарисовок – что характеризует дорогу Никиты Романовича, его
жизненный путь и является чертой литературы Нового времени. Само слово «дорога»
имеет здесь следующие значения:
1- дорога как странствия героя, его путешествия;
2- дорога как судьба.
Поэтому можно рассматривать заключительные слова
произведения как молитву, которая связывает героев с вечностью и с настоящем временем:
«Лица, подобные Василию Блаженному, князю Репнину, Морозову или Серебряному, являлись
нередко как светлые звезды на безотрадном небе нашей русской истории, но, как и
самые звезды, они были бессильны разогнать ее мрак…Мир праху вашему, люди честные!»[4][4] Как игумен Даниил в заключении рассказывает о своей усердной молитве за русский народ, за
князей, которая была одной из целей его путешествия, так и Толстой вводит эту молитву
за бояр русских.
В хождениях обязательно наличие значительного количества
апокрифического материала: рассказы из жизни Господа, Святых. Являясь одним из главных
героев произведения, Василий Блаженный представлен единственным канонизированным
святым, жизнь которого развертывается на страницах романа. Другие же герои – представители
домонгольской Руси – воплощают в себе традиционные
черты праведников, характерные для древнерусской литературы.
Как игумен Даниил в описании своего путешествия,
так и автор «Князя Серебряного» преследует религиозные и нравственные цели, которые
выражаются в резком противопоставлении временного и вечного, постановки основных
проблем – любви, чести, верности Отечеству…
Все сказанное позволяет сделать вывод о близости
романа А.К.Толстого «Князь Серебряный» к жанру хождения, что дало возможность автору
роману аппелировать в соответствии со своей исторической концепцией к литературе
Древней Руси и через жанр хождения охарактеризовать героев и описываемую эпоху,
оценить время Иоанна IV.
[1][1] из письма А.К.Толстого Н.А.Чаеву
от 5 ноября 1870г.//Толстой А.К .Собр. соч. в 4тт. т.4, М,: "Художественная литература".1964,с.356
[2][2] Литература и культура Древней
Руси. Словарь-справочник под ред. В.В.Кускова
М.,» Высшая школа»., 1994, стр.176
Францисский
[3][3]Архиепископ Иоанн Сан-Францисский
(Шаховской) Пророческий дух в русской поэзии (лирика Алексея Толстого) // Архиепископ
Иоанн Сан-Франциский (Шаховской) Избранное Петрозаводск Издательство «Святой остров»
1994 ,стр.176 .
[4][4]Толстой А.К. Избранные произведения
М.: »Литература» , 1998, стр.682