Фролова Н.В. (Самара)
Тождественность принципов создания
образов в романе Е. Замятина «Мы» и
произведениях древнерусской литературы
Поэтика романа Е. Замятина «Мы» многопланова и многоаспектна. Она синтезирует в себе целый комплекс разнородных
компонентов, изучение сущности и принципов взаимодействия которых – путь к
постижению целостности этого произведения.
Одним
из таких важнейших компонентов является культурный
контекст.
Проблема функционирования культурных контекстов в
поэтике романа Е.Замятина исследуется уже на протяжении долгого времени.
Замятиноведением
в процессе ее изучения накоплен богатый материал: установлены интертекстуальные
связи романа с фольклором, мифологией, произведениями русских и зарубежных
писателей XIX-XX веков.1
Но несмотря на то, что отмеченному аспекту поэтики романа в литературоведении посвящено немало работ, об исчерпанности заявленной проблемы говорить преждевременно.
В качестве одного из истоков
структуры романа Е. Замятина, по нашему мнению, можно рассматривать эстетическую систему древнерусской
литературы, некоторые элементы которой
нашли воплощение в поэтике «Мы».
В частности, тождественными
являются принципы создания образов в романе и произведениях древнерусской
литературы. Общность прослеживается в совокупности многочисленных эстетических черт, среди которых наиболее
показательными являются: принцип
художественного обобщения, принцип
абстрагирования и принцип цельности
изображения.
Принцип
художественного обобщения используется автором для развенчания в романе моральных
ценностей Единого Государства.
Построение образов романа происходит не на основе
глубинного раскрытия личностной психологии героев, а путем выявления тех
качеств, которые имеют отношение к идеалам смоделированного в романе мира
Единого Государства.
В образе каждого из героев выделяется одно-единственное
доминирующее качество, которое сопровождает его изображение на протяжении всего
романа: О-90 – «вся кругло обточенная»,
I-330 – «упрямогибкая, как хлыст», R-13 – «с толстыми негрскими губами».
Каждый из героев – носитель какой-либо определенной идеи:
О-90 символизирует спокойствие и счастье,
I-330 – иррациональность, R-13 – непредсказуемость, Благодетель – незыблемость
и несокрушимость Единого Государства и собственной власти в нем.
То есть в романе
Е. Замятина представлены не образы-характеры, а образы-идеи, принципы создания которых подобны принципам средневекового идеализма, ставшего, по
мнению Д.С. Лихачева, основным в древнерусской литературе.2
Принцип абстрагирования,
который является характерным специфическим компонентом древнерусской поэтики,
используется Е. Замятиным для отрицания тех жизненных реалий, которые он
воплощает в образах своего произведения.
Все явления действительности в романе, открытые взору D-503, помимо их изображения в реальном плане, обладают
еще и иносказательностью,
приобретают неведомый внутренний смысл.
По определению Д.С. Лихачева, суть абстрагирования заключается в том, чтобы увидеть во всем
«временном» и «тленном», в явлениях природы, человеческой жизни, в исторических
событиях символы и знаки вечного, вневременного, духовного.3
Так и D-503 в окружающих его вещах, явлениях, особенно, в
вещах-знаках государственной системы видит некую возвышенную духовную сущность.
Вещи материального мира становятся носителями высшего, духовного содержания, идеологическими символами, живущими во
вневременном, вечном плане.
Сознанию героя-повествователя свойственна также средневековая бинарность мышления:
каждый образ, каждое явление оцениваются им как принадлежащие к двум противопоставленным
друг другу мирам. Все, что изображает в своих записях D-503,
соотносится с полюсами: разумным и чувственным, рациональным и иррациональным,
временным и вечным, настоящим и прошлым и имеет две стороны:
материальную и духовную, при этом материальное неизбежно оценивается через его
сопряжение с духовным.
Отмеченные компоненты принципа абстрагирования идентичны соответствующим составляющим
подобного принципа поэтики древнерусской литературы.
Принцип цельности
изображения используется Е. Замятиным для воплощения идеи могущества и
значимости Единого Государства, утверждаемой в записях D-503.
Данный принцип в романе проявляется: в единстве темы и сюжета, в статичности и неподвижности образов, в замкнутости пространства изображаемого
мира, в иерархичности образов,
которые группируются вокруг одного, ведущего образа – Единого Государства.
Все указанные аспекты – показательные элементы
древнерусской поэтики, которые в «Мы» приобретают крайнюю степень выражения, тем самым способствуя отрицанию представленной модели государства.
Таким образом,
отмеченные аспекты принципов создания образов в романе Е. Замятина «Мы»
позволяют сделать заключение о структурообразующей
роли элементов поэтики древнерусской литературы, посредством которых автор
пародийно отрицает ту социальную модель, которая создается им в произведении.
Примечания.
1. См. работы Ануфриева А.Е., Бесчетниковой С.В., Воробьевой С.Ю., Голубкова С.А., Доронченкова И.А., Долгополова Л.Н., Живолуповой Н.В., Кольцовой Н., Ланина Б.А., Михайлова О., Поповой О.В., Резун М.В., Шенцевой Н.В. и др.
2. Лихачев
Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М. – Л., 1971. С. 106
3. Там же.
С. 123