Фролова Н.В. (Самара)

 

Тождественность принципов создания

 образов в романе Е. Замятина «Мы» и

 произведениях древнерусской литературы

 

Поэтика романа Е. Замятина «Мы» многопланова и многоаспектна. Она синтезирует в себе целый комплекс разнородных компонентов, изучение сущности и принципов взаимодействия которых – путь к постижению целостности этого произведения.

Одним из таких важнейших компонентов является культурный контекст.

Проблема функционирования культурных контекстов в поэтике романа Е.Замятина исследуется уже на протяжении долгого времени.

Замятиноведением в процессе ее изучения накоплен богатый материал: установлены интертекстуальные связи романа с фольклором, мифологией, произведениями русских и зарубежных писателей XIX-XX веков.1

            Но несмотря на то, что отмеченному аспекту поэтики романа в литературоведении посвящено немало работ, об исчерпанности заявленной проблемы говорить преждевременно.

            В качестве одного из истоков структуры романа Е. Замятина, по нашему мнению, можно рассматривать эстетическую систему древнерусской литературы, некоторые элементы которой нашли воплощение в поэтике «Мы».

            В частности, тождественными являются принципы создания образов в романе и произведениях древнерусской литературы. Общность прослеживается в совокупности многочисленных  эстетических черт, среди которых наиболее показательными являются: принцип художественного обобщения, принцип абстрагирования и принцип цельности изображения.

 

            Принцип художественного обобщения используется автором для развенчания в романе моральных ценностей Единого Государства.

            Построение образов романа происходит не на основе глубинного раскрытия личностной психологии героев, а путем выявления тех качеств, которые имеют отношение к идеалам смоделированного в романе мира Единого Государства.

            В образе каждого из героев выделяется одно-единственное доминирующее качество, которое сопровождает его изображение на протяжении всего романа: О-90 – «вся кругло обточенная», I-330 – «упрямогибкая, как хлыст», R-13 – «с толстыми негрскими губами».

            Каждый из героев – носитель какой-либо определенной идеи: О-90 символизирует спокойствие и счастье, I-330 – иррациональность, R-13 – непредсказуемость, Благодетель – незыблемость и несокрушимость Единого Государства и собственной власти в нем.

            То есть в романе Е. Замятина представлены не образы-характеры, а образы-идеи, принципы создания которых подобны принципам средневекового идеализма, ставшего, по мнению Д.С. Лихачева, основным в древнерусской литературе.2

 

            Принцип абстрагирования, который является характерным специфическим компонентом древнерусской поэтики, используется Е. Замятиным для отрицания тех жизненных реалий, которые он воплощает в образах своего произведения.

            Все явления действительности в романе, открытые взору D-503, помимо их изображения в реальном плане, обладают еще и иносказательностью, приобретают неведомый внутренний смысл.

            По определению Д.С. Лихачева, суть абстрагирования заключается в том, чтобы увидеть во всем «временном» и «тленном», в явлениях природы, человеческой жизни, в исторических событиях символы и знаки вечного, вневременного, духовного.3

            Так и D-503 в окружающих его вещах, явлениях, особенно, в вещах-знаках государственной системы видит некую возвышенную духовную сущность. Вещи материального мира становятся носителями высшего, духовного содержания, идеологическими символами, живущими во вневременном, вечном плане.

            Сознанию героя-повествователя свойственна также средневековая бинарность мышления: каждый образ, каждое явление оцениваются им как принадлежащие к двум противопоставленным друг другу мирам. Все, что изображает в своих записях D-503, соотносится с полюсами: разумным и чувственным, рациональным и иррациональным, временным и вечным, настоящим и прошлым и имеет две стороны: материальную и духовную, при этом материальное неизбежно оценивается через его сопряжение с духовным.

            Отмеченные компоненты принципа абстрагирования идентичны соответствующим составляющим подобного принципа поэтики древнерусской литературы.

 

            Принцип цельности изображения используется Е. Замятиным для воплощения идеи могущества и значимости Единого Государства, утверждаемой в записях D-503.

            Данный принцип в романе проявляется: в единстве темы и сюжета, в статичности и неподвижности образов, в замкнутости пространства изображаемого мира, в иерархичности образов, которые группируются вокруг одного, ведущего образа – Единого Государства.

            Все указанные аспекты – показательные элементы древнерусской поэтики, которые в «Мы» приобретают крайнюю степень выражения, тем самым способствуя отрицанию представленной модели государства.

 

            Таким образом, отмеченные аспекты принципов создания образов в романе Е. Замятина «Мы» позволяют сделать заключение о структурообразующей роли элементов поэтики древнерусской литературы, посредством которых автор пародийно отрицает ту социальную модель, которая создается им в произведении.

 

 

Примечания.

1.      См. работы Ануфриева А.Е., Бесчетниковой С.В., Воробьевой С.Ю., Голубкова С.А., Доронченкова И.А., Долгополова Л.Н., Живолуповой Н.В., Кольцовой Н., Ланина Б.А., Михайлова О., Поповой О.В., Резун М.В., Шенцевой Н.В. и др.

2.      Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М. – Л., 1971. С. 106

3.      Там же. С. 123

Hosted by uCoz