Чухарев Евгений Михайлович
Яворская Мария Игоревна
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «СЕКТА»:
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Религия является одной из
древнейших форм культуры. Это совокупность определенных взглядов и
представлений людей, основанных на вере в существование Бога как источника
бытия всего существующего, в том числе и человека.
В современном мире самой
распространенной религией является христианство, которое, однако, не является
единым религиозным направлением, но распадается на множество религиозных
течений. Процесс дробления христианства шел на протяжении многих столетий
существования этой религии. В IV веке между восточным и
западным христианством наметился раскол, который официально оформился в 1054
году, вследствие чего появились римско-католическая и православная
(ортодоксальная) церкви. В XVI веке в Европе началась
Реформация – антикатолическое движение,
продуктом которого явился протестантизм – третье главное направление
христианства. Внутри каждого направления мы можем наблюдать дальнейшее
дробление на более мелкие деноминации.
Дихотомия «Церковь и секта»: социология или идеология? Мы живем в обществе, где
человек волен следовать религиозным верованиям по своему выбору. Формально
декларируется, что вера – это сугубо личное дело каждого. Но в то же время в
российском общественном сознании сложилось категорически отрицательное мнение о
всех религиозных объединениях (в том числе христианских), отличных от
исторически господствующей Русской Православной Церкви (РПЦ).
В период перестройки и
демократизации российское общество оказалось не готовым к появлению ряда
различных неправославных религиозных объединений, исповедующих христианство. С
посылки РПЦ все подобного рода объединения зачастую именуются «сектами», а звания «церкви» удостаивается сама РПЦ.
Такая трактовка термина
«секта» есть явная идеологема, используемая РПЦ в борьбе с «инославными». В
таком значении данный термин может употребляться только внутри самой РПЦ, но
никак не в светских СМИ и не в академическом богословии, религиоведении и
социологии.
В строгом социологическом
понимании «секта» – это одна из форм
организации религиозных групп, отличная от «церкви». Так, Трёльч и Вебер
характеризуют «церковь» и «секту» по трем параметрам [2, с. 137-139]: 1)
отношение к «миру», 2) критерий членства, и 3) организационная структура. В идеальных типах «церковь»: 1) инклюзивна,
2) универсальна (включает всех), и 3) бюрократична; «секта» же, напротив: 1)
экслюзивна, 2) избирательна (есть некий критерия членства), и 3) харизматична.
Помимо этих крайних точек существуют и промежуточные варианты – например,
«деноминация» (по Р.Нибуру) и «культ» (по Г.Беккеру).
Многие из религиозных
организаций, получивших в прессе и общественном сознании (с посылки РПЦ)
название «секты», социологически к
данному типу религиозных групп отнести нельзя. Таков, например, Союз
Евангельских Христиан-баптистов (СЕХБ), в котором определенно отсутствует
критерии харизматичности и слабо выражены эксклюзивность и избирательность.
Современное состояние проблемы. В общественном сознании слово «секта» получило
резко отрицательную окраску. Считается – и такое мнение активно поддерживается
РПЦ – что все неправославные христианские организации («секты» в идеологической
трактовке данного термина) являются «по определению» вредным для общества. По
отношению же к РПЦ нередко употребляются термины «официальная церковь» и аналогичные.
Таким образом, отличие
неправославных христианских религиозных объединений от РПЦ, по сложившемуся
мнению, заключается в четырех факторах:
q юридический (бытует мнение, что подобные объединения работают без согласования с
властями и/или на нелегальном положении, а также занимаются незаконной
коммерческой деятельностью);
q теологический (считается, что подобные объединения исповедуют ложную религию,
отступающую от истинного христианского учения);
q религиозный или духовный (считается, что
члены религиозных объединений, отличных от РПЦ, имеют низкий уровень духовного
развития и далеки от Бога);
q психологический (считается, что такие объединения используют целый арсенал средств и
методов деструктивного психологического воздействия на своих членов).
Очевидно, получить верное
представление о реальном положении вещей можно, лишь проведя независимое и
объективное исследование религиозных объединений.
С юридической точки зрения (ФЗ РФ «О свободе совести и религиозных
объединениях»), «религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных
групп и религиозных организаций» (ст. 6 п. 2), причем первые осуществляют свою
деятельность без государственной регистрации (ст. 7 п. 1). Т.о. о незаконности
деятельности религиозных групп лишь на основании отсутствия регистрации
говорить нельзя. Тем не менее, подобные сообщения периодически появляются в
прессе, особенно местного уровня.
Теологический анализ религиозных объединений на предмет соответствия
абсолютной христианской доктрине является трудной задачей, мало поддающейся
объективному решению. Это обусловлено наличием многочисленных разночтений при
толковании священных канонических текстов религии (Св. Писания) и разному
отношению к неканоническим текстам (Св. Преданию). Тем не менее, вполне
возможно провести исследование на адекватность представлений каждого члена
религиозного объединения о доктрине данной конкретной деноминации.
Говоря о духовной близости членов религиозного
объединения к Богу, мы имеем дело с глубинными трансцендентальными понятиями,
объективное изучение которых не представляется возможным по определению.
Таким образом, единственным
поддающимся формальному изучению фактором из перечисленных выше является психологический. Исходя из данного
положения, нами была определена цель
данного проекта – разработать и апробировать методику комплексной
психологической экспертизы религиозного объединения, представляющего
христианскую деноминацию. Разрабатываемая методика должна быть направлена на:
q получение максимально
объективных сведений о психологических параметрах микросоциума религиозного
объединения;
q получение сведений об
адекватности представлений членов объединения о доктрине данной деноминации;
q выявление корреляционной
зависимости между указанными группами параметров.
Исходя из сказанного выше,
мы определили следующие задачи:
q разработать комплексную
методику объективной экспертизы религиозных объединений;
q применить разработанную
методику к исследованию поместных христианских церквей в г.Новодвинске
Архангельской области;
q проанализировать результаты
исследования, сделать вывод о перспективности использования методики в
региональном или национальном масштабе.
МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ
Разработанная нами методика
комплексного исследования религиозных групп включает следующие компоненты:
q интервьюирование лидера
объединения;
q анкетирование членов
объединения;
q психологическое тестирование
членов объединения;
q обработка полученных
результатов.
Интервьюирование лидера религиозного объединения проводилось с целью
определения:
q официальной теологической
доктрины объединения (принималось за норму при определении адекватности
представлений членов объединения о доктрине данной деноминации);
q отношения лидера к членам
объединения, ожидаемых психологических характеристик членов.
Анкетирование и тестирование членов объединения. Анкетирование членов
объединения проводилось с целью получения социологического и демографического
профиля исследуемой выборки. В батарею тестов, предлагаемых членам религиозных
объединений, включались следующие тесты:
q экспресс-тест на знание
Библии (Св. Писания) и адекватность представлений о доктрине данной
деноминации;
q цветовой тест Макса Люшера;
q
комплексный
тест MMPI.
Экспресс-тест на знание Библии (Приложение 2) был разработан
нами с целью оценки уровня ориентирования респондента в священных текстах
религии и адекватного представления об основных положениях доктрины
соответствующей христианской деноминации. Разработанный тест состоит из четырех
субтестов («Ветхий Завет», «Новый Завет», «Евангелия», «Доктрина деноминации»)
по 5–6 вопросов в каждом. Вопросы теста имеют различный уровень сложности и
сопровождаются 4 вариантами ответа. Задача респондента состоит в выборе
единственно правильного варианта ответа для каждого вопроса.
Ответы респондентов на тест
анализировались специально разработанной компьютерной программой с целью
извлечения информации о степени ориентирования респондентов в тематике каждого
субтеста. За норму для субтеста «Доктрина деноминации» принимались сведения,
полученные у лидера объединения. Полученные данные были использованы для
дальнейшей статистической обработки.
При разработке теста
использованы работы [1, 5].
Цветовой тест Макса Люшера [4], а именно второй субтест с
использованием восьмицветного ряда, предназначен для выявления
эмоционально-характерологического базиса личности и тонких нюансов ее
актуального состояния. Тест относится к категории проективных методов и основан
на предположении о том, что предпочтения одних цветов другим определенным
образом связаны с устойчивыми личностными характеристиками испытуемого и
особенностями его переживания актуальной ситуации.
К преимуществом данного
метода тестирования относятся:
q быстрота тестирования;
q простота поставленной перед
испытуемым задачи;
q полная закрытость от испытуемого
психологического содержания, фиксируемого методикой;
q результат теста не зависит
от точности самооценки испытуемого и его способности к вербализации своих
состояний.
Две раскладки восьми цветных
карточек (четырех основных и четырех дополнительных цветов) для каждого
испытуемого анализировались с целью извлечения следующей информации:
q численных параметров,
описывающих личностные характеристики и актуальное состояние испытуемых (для
дальнейшей обработки методом корреляционного анализа);
q психологического портрета
отдельных испытуемых и совокупного усредненного портрета каждой группы.
Метод MMPI [3] представляет собой комплексную методику составления
психологического портрета, состоящую из 77 основных и 13 производных тестов.
Исходными данными являются ответы-мнения стандартного опросника, состоящего из
566 утверждений. Основные тесты учитывают непосредственно ответы респондента, а
производные базируются на результатах, полученных в ходе основных тестов.
К преимуществам данного
метода можно отнести:
q составление наиболее полного
и подробного психологического портрета;
q диагностику склонности к
различным психическим отклонениям;
q оценку надежности
результатов тестирования.
Для оценки надежности
результатов тестирования в методику MMPI включены специальные тесты.
Так, валидность результатов определяется особым тестом, представляющим собой
коллекцию разнохарактерных по
содержанию вариантов альтернативных мнений с низкой респондетской нагрузкой, что позволяет прежде всего оценить
внимательность испытуемого. Неискренность
и общественная диссимуляция респондента выявляются на основе вариантов мнений,
считаемых престижными.
Ответы респондентов на 566
вопросов-утверждений анализировались с целью извлечения следующей информации:
q 90 различных численных
параметров (по общему количеству тестов), характеризующих личность испытуемого,
его отношение к себе, к окружающим и к самому процессу тестирования (для
дальнейшей обработки методом корреляционного анализа);
q подробного психологического
портрета отдельных испытуемых и их групп;
q индивидуального заключения о
профессиональной ориентации каждого респондента (для повышения мотивации и
заинтересованности респондента в результатах тестирования).
Для повышения качества и
скорости проведения тестирования, а также для обеспечения анонимности
ответов-мнений на отдельные утверждения опросника при работе в группе, нами был
разработан специальный программно-аппаратный комплекс на основе IBM-совместимой
ПЭВМ и набора датчиков на замыкание, фиксирующих реакцию испытуемых на
утверждения опросника.
В ходе тестирования утверждения прочитывались вслух,
и респондент реагировал на них путем нажатия соответствующей кнопки-датчика,
информация с которого через параллельный порт поступала непосредственно в ПЭВМ,
где обрабатывалась в режиме реального времени специально разработанной
программой.
Валидизация результатов. При проведении тестирования испытуемые подтвердили,
что они не были знакомы ранее с данными методиками. В связи с отсутствием
необходимости вербализации испытуемыми своих состояний в тесте Люшера и
наличием целого набора взаимодополняющих шкал лжи в тесте MMPI, намеренное
(сознательное) искажение испытуемыми своих ответов с целью получения
«положительных» результатов тестирования исключается. Дополнительно проводилась
перекрестная валидизация результатов методом корреляционного анализа. При
проведении тестирования нами соблюдались все рекомендации разработчиков
методик.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Таблица.
Исследованные группы
|
Название |
Состав / статус |
Чел. всего |
Выборка |
Возраст*, лет |
КГ-1 |
Контрольная
группа №1 |
учителя
гимназии |
|
15 |
23–60
(34,5) |
КГ-2 |
Контрольная
группа №2 |
учащиеся
гимназии |
|
20 |
12–16
(14) |
ЕХБ |
Церковь
Евангельских Христиан – баптистов г.Новодвинска |
местная
религиозная организация, центральная – СЕХБ РФ |
21 |
13 |
25–67
(43,6) |
ЕХП |
Церковь
Святой Троицы г.Новодвинска (пятидесятники) |
местная
религиозная организация, центральная – СХВЕП РФ |
30 |
13 |
19–40
(27) |
РПЦ |
Приход
Покровской Церкви |
местная
религиозная организация, центральная – РПЦ |
~1000 |
20 |
14–50
(32) |
НАЦ |
Архангельская
община Новоапостольский Церкви |
местная
религиозная организация, центральная – НАЦ РФ |
70 |
12 |
10–65
(28) |
СИ |
Свидетели
Иеговы |
От исследования
отказались. |
* В скобках дан средний
возраст.
Отношение к исследованию. Евангельские христиане (ЕХБ и ЕХП) отнеслись к проводимому
исследованию определенно положительно и охотно соглашались на участие в нем в
т.ч. и без предварительного согласования с руководством церкви. Тест MMPI выявил
высокую искренность ответов на вопросы (75% шкалы), что выше среднего
показателя контрольной группы (50%).
Отношение духовенства РПЦ к
возможности и целесообразности проведения психологической и религиоведческой
экспертизы членов церкви – крайне скептическое.
СИ отнеслись к исследованию
отрицательно и отказались от тестирования. Некоторые члены общины СИ
согласились пройти исследование в индивидуальном порядке, однако накопленный
объем данных недостаточен для формирования заключения.
Знание Библии и понимание доктрины. Исследование не выявило достоверной
корреляционной зависимости между временем пребывания верующего в общине и
уровнем понимания догматов конфессии и ориентирования в Св. Писании. Во всех
исследованных религиозных объединениях более или менее четко прослеживается
разделение на людей старшего поколения (старше 50 лет) и более молодых
прихожан. Уровень знания первыми основных богословских принципов и текста
Библии заметно меньше. Среди членов общины РПЦ наиболее адекватно представление
о сути исповедуемой конфессии у учащихся воскресной школы. В РПЦ также
существует группа верующих (в т.ч. регулярно посещающих храм), чье
представление о Св. Писании весьма ограничено – вплоть до незнания основных
фактов библейской истории и заповедей Божьих.
В НАЦ по сравнению с другими
объединениями крайне низок общий уровень знания Библии, особенно Ветхого
Завета. Можно предположить, что это связано с особенностями доктрины данной
конфессии (не поощряется самостоятельное чтение и анализ Библии).
Таблица.
Параметры знания Библии и понимания доктрины
Группа |
Ветхий Завет |
Новый Завет |
Евангелия |
Доктрина |
ЕХБ* |
56%
(75%) |
69%
(92%) |
82%
(87%) |
60%
(70%) |
ЕХП |
71% |
79% |
80% |
68% |
РПЦ** |
53%
(60%) |
75%
(79%) |
60%
(80%) |
44%
(75%) |
НАЦ |
3% |
22% |
36% |
33% |
* В скобках – выборка моложе
50 лет.
** В скобках – выборка
воскресной школы.
Психологические особенности (Приложение 3). Исследование не выявило
существенных психопатологических отклонений у верующих по сравнению с
контрольной группой, за исключением тенденции (на верхней границе нормы) к
шизоидным и психастеническим состояниям отдельных членов РПЦ и ЕХП. В связи с
недостаточной репрезентативностью выборки и отсутствием лонгитюдного контроля
мы не можем сделать вывод об отрицательном влиянии данных объединений на своих
членов. Тем не менее, можно предположить, что религиозные объединения могут
являться референтой группой для лиц с неустойчивой психикой и тенденциями к ее
нарушениям, в которой они чувствуют себя комфортно (адекватно). Предположение
безусловно требует дополнительного доказательства в ходе исследования,
охватывающего более репрезентативную выборку членов данных организаций.
ЕХБ.
Активны, но чувствуют, что достигнут
неудовлетворительный
прогресс или что они недостаточно вознаграждены за
приложенное старание. Импульсивны и раздражительны. В их поведении преобладают
поступки, продиктованные их желаниями, при этом они мало беспокоятся о
последствиях. Этим порождают напряжения и конфликты или, наоборот, поведение
подобного рода является результатом последних. Осторожны и постоянно начеку.
Ищут способ обрести как можно большую
свободу для своих действий. Хотят испытать себя и добиться признания. Стремятся
преодолеть барьер, который, по их мнению, отделяет их от других людей.
РПЦ.
У прошедших исследование членов РПЦ наблюдается ограниченная эмоциональная готовность к общению с целью
избежания конфликтных напряжений. Обстановка трудна для них, но они пытаются
отстаивать свои цели, несмотря на
сопротивление. Считают нужным скрывать свои намерения, стараясь этой
дополнительной предосторожностью уменьшить сопротивление достижению своей цели.
Склонные к стрессу, они стремятся к изменению обстоятельств или взаимоотношений, что позволяет освободиться
от нервного напряжения, которое открыло бы новые большие возможности и
позволило бы их надеждам сбыться.
ЕХП.
Действуют в спокойной манере с минимумом раздражения, аккуратно, организованно и свободно, стараясь
управлять существующими отношениями. С
близкими людьми держатся свободно и
доверительно. Необходимо сочувственное понимание со стороны человека, от
которого они смогут получить признание и одобрение. Нервное напряжение
(стресс), порожденное разочарованием,
привело к сильному возбуждению. Несбывшиеся надежды вызвали неуверенность и
опасения. Испытывают потребность
почувствовать себя в безопасности, избежать каких-либо разочарований в
дальнейшем, хотят избавиться от страха потерять положение или престиж.
НАЦ.
Как и у РПЦ, наблюдается ограниченная эмоциональная готовность к общению с
целью избежания конфликтных напряжений. Встречают трудности, мешающие успешному
их развитию. Несмотря на попытки скрыть свою импульсивность, они своей активностью создают для себя новые
проблемы и сомнения, что делает их напряженными и раздражительными.
Стремятся проявить себя как личность и хотят благодаря активности и
усердию устранить внутренние противоречия. Преследуют свои интересы и борются с
помехами. Стремятся к развитию и не позволяют препятствовать своим намерениям. Используют имеющиеся в
распоряжении силы так, чтобы с их помощью можно было многого достичь,
отказываясь от своих требований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного
исследования можно сделать следующие выводы:
q Использованные методы
исследования позволяют получить объективное представление о психологических
особенностях микросоциума религиозных групп и адекватности восприятия их
членами религиозной доктрины данной конфессии.
q Нет оснований полагать, что
исследованные религиозные объединения оказывают отрицательное (деструктивное)
воздействие на психику своих членов. Можно, однако, предположить, что для лиц с
тенденцией к психическим отклонениям религиозные группы могут являться
референтными.
q Уровень знания Библии и
адекватность понимания конфессиональных догматов зависит не от времени
пребывания верующего в общине, а от его возраста и образовательного уровня. В
РПЦ и НАЦ существует обширная группа «номинально верующих», не имеющих
необходимого представления о вероучении данных деноминаций.
q Достоверной зависимости
между уровнем теологической грамотности и психологическими параметрами не
установлено.
В связи с организационными
проблемами результаты исследования, проведенного среди СИ, невалидны и не
приводятся в данном докладе по причине абсолютной нерепрезентативности выборки.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.
Воробьева
М.В. «Введение в религиоведение» (академический интернет-проект) – http://www.upelsinka.com/
2.
Гараджа
В.И. «Социология религии» – М: «Аспект Пресс», 1996.
3.
«Комплексный
тест MMPI» – М: «БМС», 1988.
4.
«Цветовой
тест Люшера» – М: «Когито-Центр», 1999.
5.
Thompson, F.C. “The Thompson Comprehensive
Bible Helps” – Indiapolis: “B.B.Kikbride Bible Co., Inc”, 1991.