Бурова Г.П. (Пятигорск)
КАВКАЗСКИЙ ГОРОД КАК
КУЛЬТУРНЫЙ ТЕКСТ
(Баку, Ереван, Тбилиси в
русской прозе рубежа веков)
1. Всякий культурный текст-
это всегда настоящая эзотерика, которая подразумевает, что семантического
умножения заполняет ячейки матрицы, включающей и социальные страты, и маршруты
передвижения, и знания местных жителей о внешнем мире, и специфическая лексика,
и культы.
2. Городской текст – не
исключение, тем более если это текст кавказского города. В. Каганский так
описывает такого рода симбиоз: «Города и горы – мощные факторы формирования
внефоновых, азональных культурных ландшафтов; города и горы сами суть
азональные ландшафты, формируют азональные поля и новую концентрическую
зональность… Города и горы – сгустки ландшафта. Горы – сгущение твердого
материала и самой поверхности Земли;…города – искусственные горы…». Ему в книге
«Горы и святая власть» вторит Э. Бернбаум – американский альпинист и
культуролог: «Из всех характеристик ландшафта, горы наиболее драматично внушают
чувство благоговения...».
3. Труд аллегорического чтения города становится одним из
главных занятий художника. Поскольку город описывается теперь как тотальный
маскарад, а вера в надежность социальных знаков оказывается чрезвычайно
«ослабленной, художник получает новую функцию – дешифровщика повальной
социальной травестии.... Извлечение золота из мусора как метафора поэтического
труда находит здесь свое конкретное воплощение» (Б. Ямпольский).
4. Каждый текст содержит
собственную ярко выраженную локодицею, то есть стремление осмыслить данный
город как центр мира. В ценностной иерархии авторов и их героев из четырех
якорей души (место, язык, люди, обычаи) решающим является место. Вслед за
Салманом Рушди они готовы оспорить высказывание «Прошлое – это чужая страна»,
утверждая «Прошлое – это дом», даже если он давно разрушен или в нем живут
совсем чужие люди.
5. Важный элемент текста –
возвращение героев в свои родные города, с которыми когда-то они были вынуждены
расстаться. Попытка восстановить утраченную связь часто сопровождается тоской и
болью, словно вторя известным строкам Р. Киплинга: «Те, кто в городе рос таком,
/ Редко путь выбирают прямой, / Но всегда мечтают тайком,/ Словно дети – прийти
домой». Но возвращение нередко вызывает разочарованность персонажей, уловивших
глубинные метаморфозы в городе детства и обнаруживших появившуюся в нем
несамодостаточность – он оказывается культурой римейков.
6. Серьезное воздействие
оказывает на биографию города и судьбы населяющих его людей то, на чем он стоит
(Санкт-Петербург на болоте, Москва на семи холмах, Лондон на речном галечнике,
Нью-Йорк на скальном массиве).
7. Запад воочию сошелся
здесь с Востоком: в городах перемешаны все существующие на земле архитектурные
стили, в топонимике городских районов отпечаталось межэтническое и
меконфессиональное смешение. Это города в течение очень долгого времени были
городами–космополитами, существовавшими по принципу «Живи и дай жить другим».
На протяжении долгого времени невозможность межконфессиональной агрессии
оставалась их специфической приметой.
8. Элементы русификации в
городских ландшафтах городов есть по сути признаки европеизации. Она в
прямоугольной планировке новых районов, сразу обозначающей умышленный город.
Красота здесь лишена очарования, как жизнь по приказу.
9. Каждый из городов имеет
свою историю, а значит им не было надобности обзаводиться собственной
мифологией и заниматься мифотворчеством как способом выживания.
10. Базар как знаковое место кавказского городского
пространства (от Пушкина до Битова и Бродского).